пятница, 30 октября 2015 г.

Методы представления де-юре значимых электронных документов в суд


Статья говорит о том, как поэтому необходимо передавать в суд электронные документы, имеющие значение для деятельности компании или ИП .

Как все начиналось

Обратимся к истории признания электронных документов (потом – ЭД) в качестве письменных подтверждений в суде.
История применения электронных документов в судейском процессе датируется 1979 годом. В первый раз вопрос определения подлинника и копии электронного документа был рассмотрен в Инструктивных указаниях Госарбитража СССР от 29.06.1979 N И-1-4 «Об применении в качестве подтверждений документов, продемонстрированных посредством электронно-вычислительной техники». Пункт первый Указаний гласит: в случае если для разрешения спора требуется подлинник документа, в суд необходимо продемонстрировать его первый экземпляр. В то время обращение шла о представлении компьютера, на котором создавался файл.
Через свыше чем 20 лет отношение закона к документам, сделанным по электронным каналам связи, существенно изменилось. Так, в 2002 году в ч.3 ст. 75 Арбитражно-процессуального кодекса РФ была включена норма, устанавливающая, что документы, сделанные при помощи электронной связи, могут быть продемонстрированы в суд в качестве подтверждений. В предстоящие годы и вплоть до сегодняшних суток данная норма претерпевала ряд изменений, но суть оставалась непоколебимой: электронные документы принимаются арб судом в качестве письменных подтверждений.

Подача иска по электронным каналам связи

Любое судебное слушание начинается с иска. За счет того что в Российской Федерации в последние годы деятельно развивается система электронного правосудия, у граждан стало возмможно подать заявление в суд посредством сети интернет. И АПК РФ этому не идёт вразрез (ч.1 ст. 125 АПК РФ).
Как подать электронный иск?
  1. Зайдите на сайт арбитражного суда.
  2. Пройдите регистрацию в Личном кабинете.
  3. Предпочтите вид заявления в суд, которое вас интересует.
  4. Приложите к иску электронные документы, которые вы планируете применять в качестве письменных подтверждений. Обратите всеобщее пристальное внимание, все документы должны иметь формат PDF, поскольку речь заходит о скан-копиях бумажных оригиналов (!). Электронные оригиналы, завизированные электронной подписью, вы не сумеете загрузить.
Свыше детальную данные о режиме подачи обращений в арб суды вы можете обнаружить официальном ресурсе.

Правила представления электронных оригиналов в арб суд

Итак, Арбитражно-процессуальный кодекс разрешает нам представлять подтверждения в двух видах – в виде оригиналов либо копий. Действительно, с оговоркой: в случае если это копия, то при запросе суда мы должны будем представить оригинал.
А сейчас детальнее о том, как продемонстрировать электронный оригинал. У вас имеется два варианта:
  1. Вы выгружаете документы из той информационной системы, в которой работаете, либо из того сервиса, благодаря которому обмениваетесь со своими агентами. Вдобавок выгружаете вместе с файлами электронных подписей (потом – ЭП). После вы записываете их на съемный носитель информации (CD, DVD, флеш-накопитель и др.), приносите в суд на внесудебное либо уже судебное слушание. Кроме того к делу возможно приложить скриншоты системы/сервиса и информационные квитанции (об этом позднее). В случае если у арбитражного суда имеется техвозможность просматривать электронные документы –места работы судей оснащены подобающей техникой (ПК, установленное средство криптографической защиты информации, ПО для просмотра файлов .XML, .PDF, .DOC и др.), вы можете приносить свои письменные подтверждения на флешках, дисках и иных носителях.
  2. Если вы не убеждённы в техническом потенциале суда, приходите со своей техникой, которая предоставляет доступ к локально сохраненным оригиналам документов. Теоретически это быть может, но громадна возможность, что никто из сотрудников суда в вашей технике разбираться не пожелает, и судья, наиболее вероятно, попросит вас напечатать электронные документы, другими словами сделать бумажные копии.

Правила представления копий электронных документов в арб суд

Весьма интересно, а как с копиями электронных документов? В первую очередь, необходимо понимать, что под копиями ЭД имеются в виду бумажные копии, в противном случае говоря распечатки. Продемонстрировать копию в суд возможно кроме того 2 методами:
  1. Вы распечатываете документы прямо из той системы, в которой они были сделаны либо получены от контрагента, и утверждаете собственноручной подписью начальника либо полномочного на то официального лице, проставляете печать компании. Кстати, при распечатке электронного документа, сделанного, к примеру, в сервисе обмена, на бумагу проставляется особый штамп. Он подтверждает о том, что ЭД был передан через сервис и завизирован электронной подписью. Необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство РФ пока не представляет никаких притязаний к данной отметке и не диктует правила, как работать с бумажными копиями электронных документов. Но до сих пор действует Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X, на базе которого возможно сделать вывод, что копия любого документа непременно обязана содержать в себе данные: в то время как была сделана копия и где возможно отыскать оригинал.
    Так выглядит напечатанная копия электронного счета-фактуры, выгруженная из сервиса обмена Synerdocs:
    .
  2. Второй метод представления бумажных копий электронных документов кроме того сводится к распечатыванию электронных оригиналов. Лишь кроме собственноручной подписи и печати компании, тут требуется нотариальное заверение.

Роль оператора электронного документооборота в суде

Раньше мы уже упомянули о том, что к делу могут быть приложены скриншоты системы/сервиса и информационные квитанции. Настал черед поведать об этом детальнее.
При работе с документом суд оценивает обстоятельство его существования, отправления, получения и визирования. Распространяется это на сканы и на электронные оригиналы. Все эти обстоятельства может засвидетельствовать Оператор электронного документооборота (потом – Оператор ЭДО). Как именно?
На все документы, направляемые и получаемые через сервис, формируются должностные документы. Они содержат данные об отправке, о получении, о визировании. Имеют место кроме того информационные квитанции, которые формируются на неформализованные документы. Все эти подтверждения – должностные документы, информационные квитанции, скриншоты – вы можете продемонстрировать в суд. Кроме того у вас имеется возможность пригласить представителя Оператора ЭДО в качестве независимого эксперта в суд, чтобы тот растолковал технические вопросы и нюансы работы с сервисом и т.д.
Так, Оператор ЭДО может понадобиться при судебных тяжбах.

Статья приготовлена сообща с сервисом обмена документами Synerdocs.


Комментариев нет:

Отправить комментарий